СНИМАЕТСЯ КИНО! «ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»

18.03.2023 | 637 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

 

90 лет назад, в 1933 году, начались съёмки легендарной картины «Весёлые ребята» (первоначальное название «Джаз-комедия»).  Фильм во многом был первым: это была первая советская музыкальная кинокомедия; первая самостоятельная режиссёрская работа Григория Александрова; первая лента, созданная им в сотрудничестве с композитором Исааком Дунаевским и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом, песни из которой напевают и поныне; первая роль Любови Орловой, принесшая ей всесоюзную славу и миллионы поклонников; дебютировал в этом фильме как актёр и Леонид Утёсов.

Осенью 1932 года прошло специальное совещание с участием ведущих сценаристов и режиссёров, на котором, в частности, было приведено высказывание И. Сталина, обращённое к писателю М. Горькому: «Алексей Максимович, если вы не против весёлого, смешного, помогите расшевелить талантливых литераторов, мастеров смеха в искусстве». Председатель государственного управления кинофотопромышленности Б. З. Шумяцкий предложил снять на плёнку спектакль «Музыкальный магазин», поставленный Утёсовым в Ленинградском мюзик-холле на музыку Исаака Дунаевского. Его герой, продавец Костя Потехин, – простой парень, насмешливый и с хитрецой. Л. Утёсов вспоминал: «Однажды, после спектакля, ко мне в гримёрку зашёл Борис Захарович Шумяцкий. Спектакль ему понравился. Но главное, – натолкнул на мысль поставить на его основе фильм, музыкальную кинокомедию. «На Западе этот жанр давно и успешно существует, у нас же его ещё нет, – говорил Борис Захарович. – Так не пора ли и нам, как полагаете?»

Режиссёром комедии Б. Шумяцкий видел Григория Александрова, который, будучи в командировке в Америке, многому научился. А, увидев в Голливуде мюзиклы, решил снять советскую версию музыкального фильма.

Сценаристы Николай Эрдман и Владимир Масс начали поиски сюжетных и музыкальных коллизий, обсуждение вариантов сюжета. Главным действующим лицом решено было оставить Костю Потехина, только теперь он превращался в пастуха, который становится дирижёром джазового оркестра. Эта роль писалась специально для Л. Утёсова и его ансамбля. А вот с исполнительницей главной женской роли возникли проблемы: рассматривались десятки кандидатур, от известных актрис до обыкновенных колхозниц, но найти Анюту никак не удавалось. Однажды художник Пётр Вильямс посоветовал Г. Александрову посмотреть в музыкальном театре В. И. Немировича-Данченко артистку Любовь Орлову. Режиссёр увидел на сцене хорошую драматическую актрису, которая превосходно пела и танцевала. Он и предложил ей сыграть домработницу Анюту. Позднее Л. Орлова в одном из интервью говорила: «Я старалась создать образ простой, обыкновенной советской девушки и играть так, чтобы зритель увидел в Анюте живого, понятного всем человека, а не напыщенную куклу, каких мы часто видим на экране».

Чего только не было в этом фильме: откровенная гиперболизация, гротеск, буффонада, лирика, столкновение смешного с трагическим. Намерение режиссёра поразить и ошеломить зрителя буйством фантазии прослеживается с первых секунд демонстрации картины. А начиналась она с продолжительного (130 м) прохода пастуха со стадом, искусно снятого и смонтированного как один кадр. Во время съёмок немало курьёзов случалось с четвероногими актёрами. По сценарию, животные врывались в столовую и устраивали погром на банкетном столе. Поросёнок всё выполнил, как надо: вылакал коньяк, ходил по столу, шатаясь и роняя бутылки, и улёгся на блюдо. А вот после того, как быка напоили водкой, он стал буйным и начал гоняться за людьми. Успокоили его только водкой с бромом. В сценарии был прописан эпизод, где главный герой вскакивает на спину быка и укрощает его. Но Утёсов наотрез отказался это делать. На рискованный трюк отважилась Л. Орлова. Актриса прыгнула на спину быка, но, увлёкшись, так хлестала его веником, что тот брыкнул задними ногами и сбросил её на землю. Она сильно ушибла спину и больше месяца пролежала в постели. Овечку для фильма сыграла «переодетая» собачка, а мебель, которую с аппетитом уплетают в кадре коровы и козы, была специально изготовлена мастерами-бутафорами из макаронных изделий и соломы.

Натурные съёмки проходили на побережье Чёрного моря – в Гаграх. За 5 дней удалось снять ряд сложных сцен на даче «Чёрный лебедь». Впервые в стране звуковые съёмки проходили непосредственно на пляже, в горах, в гагринском парке.

Полноправным участником действия в «Весёлых ребятах» является музыка Исаака Осиповича Дунаевского. Композитор сочинил великолепную, бодрую, жизнерадостную мелодию заглавной в картине песни-марша, а тексты у поэта Владимира Масса никак не получались. По настоянию Утёсова автором стихов к песням и маршам стал Василий Лебедев-Кумач. Его работу Леонид Утёсов оплачивал из собственного кармана, т.к. ему очень не понравились принесённые режиссёром стихи. А Лебедев-Кумач написал ставшие знаменитыми слова «Марша весёлых ребят»: «Легко на сердце от песни весёлой…» Вскоре сценарий фильма украсился лирической песней Анюты. До сих пор большой популярностью пользуется песня «Сердце, тебе не хочется покоя».

Много лет спустя ЮНЕСКО выпустило фильм «Лучшие комедии мира». Из комических лент разных стран взяли по сцене и объединили в одну картину. В этой всемирной комедии нашла место музыкальная драка из «Весёлых ребят». Четырёхминутную сцену драки Александров снимал 10 дней. Было отснято 250 фрагментов. А. М. Горький впоследствии отмечал: «… А какая драка! Это вам не «американский бокс». Сцену драки считаю самой сильной и самой интересной».

С самого начала весь процесс съёмок фильма сопровождался спорами и критикой сценария, который считали неприемлемым для пуска в производство и рассматривали как «политическую ошибку». Были попытки некоторых деятелей запретить показ «Весёлых ребят» на экранах страны. Картину фактически спасли А. М. Горький и Б. З. Шумяцкий, организовавшие специальный просмотр для членов Политбюро и Сталина. Сталину фильм понравился: «Это очень счастливый фильм. У меня такое чувство, что я месяц побывал в отпуске. Будет полезно показать его всем нашим рабочим и колхозникам». В декабре 1934 г. «Весёлые ребята» вышли на экраны СССР и имели необыкновенный успех у зрителей. 

Создатели фильма получили ордена, медали, звания. Правда, не все. За политически острые стихи и пародии во время съёмок были арестованы сценаристы Н. Эрдман и В. Масс, но остались живы. Оператором комедии был Владимир Нильсен. Он впервые в советском кино применил некоторые методы комбинированных съёмок, придумывал комедийные трюки, реплики, эпизоды. В 1938 г. был арестован и расстрелян.

За рубежом картина под названием «Москва смеётся»  получила восторженные отзывы. «Нью-Йорк таймс» писала в те дни: «Вы думаете, что Москва только борется, учится, трудится? Вы ошибаетесь… Москва смеётся! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней». А Чарли Чаплин отмечал: «До «Весёлых ребят» американцы знали только Россию Достоевского. Теперь появилась и другая Россия. Здоровый смех – лучшая агитация, чем стрельба и любые речи». Эти слова актуальны и для  сегодняшнего, очень не простого времени.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский