КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА. «НАДО ЛЮДЯМ ДАРИТЬ РАДОСТЬ» (К 100-летию со дня рождения Леонида Гайдая)

30.01.2023 | 717 просмотра(ов)

Сегодня, 30 января 2023 года, исполняется 100 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая – выдающегося кинорежиссёра, отца «советской комедии», сценариста и актёра. Предлагаем вашему вниманию обзор выставки «Надо людям дарить радость» (Л. Гайдай), на которой представлены книжные и периодические издания, рассказывающие о жизненном и творческом пути «великого смешного».

I. Призвание.

Леонид Иович Гайдай родился в 1923 году в г. Свободный, на Дальнем Востоке. Позже семья переехала в Иркутск. Мальчишкой Лёня часто в кинотеатре смотрел фильмы с участием великого комика Чарли Чаплина, ставшего для него кумиром. В школе Гайдай принимал участие в постановках, а после её окончания пошёл работать в областной драматический театр рабочим сцены. В Великую Отечественную войну был командиром отделения, но, получив тяжёлое ранение, чудом избежал ампутации ноги и был комиссован по инвалидности. Вернулся в театр, где исполнял в основном комедийные роли. Гайдай никогда не был красавцем: обыкновенное лицо, большие роговые очки. Но за средней внешностью проглядывала личность с искромётным юмором. В 1949 году он едет в Москву и, успешно сдав экзамены во ВГИК, начинает учёбу на режиссёрском факультете.

II. Жена и муза.

Нина Павловна Гребешкова была единственной и главной женщиной в жизни Гайдая. А ещё дочь Оксана, которую Леонид Иович безумно любил и очень ею гордился. С Ниной Павловной вместе учились во ВГИКе, и хотя у неё было много поклонников, Гайдай, благодаря своей настойчивости, сумел покорить её сердце. Вот как Нина Гребешкова вспоминала о его предложении выйти за него замуж: «Да ты что? Ты – длинный, я – маленькая. Будем как Пат и Паташон? Мой рост – 1м 50см, а Гайдая – 1м 84 см. Лёня отвечает: «У меня отец высокий, а мама маленькая, и он её на руках носил». – Ну, если ты меня будешь на руках носить, давай». Нина Гребешкова снялась в 10 фильмах Леонида Гайдая. Очень часто она была первым зрителем, критиком и советчиком. А ещё замечательной хозяйкой, любящей женой и матерью.

III. Великолепная троица.

Первый комедийный короткометражный фильм Гайдая, принёсший ему известность, стал «Пёс Барбос и необычный кросс» (1961), снятый под впечатлением от прочитанного в г. «Правда» стихотворного фельетона С. Олейника про трёх браконьеров. Зритель впервые знакомится со ставшей впоследствии знаменитой троицей, забавными друзьями-жуликами: Трусом (Г. Вицин), Бывалым (Е. Моргунов) и Балбесом (Ю. Никулин). А сам фильм, полный парадоксальных ситуаций и трюков, получил почётные призы у нас и за рубежом. Ю. В. Никулин вспоминал, как на гастролях в одной из зарубежных стран коллектив цирка был приглашён на приём в посольство. Посол достал из сейфа маленькую коробочку и сказал: «Это ваш фильм «Пёс Барбос и необычный кросс». Храню его как самую большую ценность. По праздникам мы смотрим его всем посольством. А главное, «Пса Барбоса» мы показываем иностранцам перед началом деловых переговоров. 10 минут они хохочут, и после этого с ними легче договориться». С той поры единственным и любимым жанром на всю жизнь для Гайдая стала комедия.

IV. «Если рабочие смеются – значит, будет смеяться вся страна!»

Это высказывание самого Гайдая, отмечавшего реакцию рабочих, задействованных на съёмках, на ту или иную снятую сцену. Последовавшие за короткометражными фильмами (в 1961 году были сняты «Самогонщики»), фильмы «Деловые люди» (3 новеллы 1962 года по мотивам рассказов О. Генри), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1967) стали своеобразной хроникой приключений знаменитой троицы. Так же случилось и с другим героем – Шуриком (А. Демьяненко), который из застенчивого юноши, интеллектуала-очкарика, превратился в гениального изобретателя, путешествующего сквозь время («Иван Васильевич меняет профессию»). Первая роль в гайдаевской комедии принесла ему невероятную популярность, и сам Александр Демьяненко позже вспоминал: «Когда я прочёл сценарий («Операция «Ы»…»), то понял, что фильм обречён на успех. Ничего подобного в нашем кино ещё не было».

Нина Гребешкова убеждена, что Шурика Гайдай подчистую списал с самого себя. Того, каким он был в реальной жизни. Юморист и острослов на съёмочной площадке, за её пределами он был человеком весьма серьёзным и вдумчивым. А по воспоминаниям актёров, режиссёр не был «диктатором»: он внимательно выслушивал их пожелания и предложения и разрешал что-то вносить своё, если это было уместно, оригинально и смешно. Но и, конечно, мастерски умел показывать, как следует сыграть тот или иной эпизод, так как сам был замечательным артистом.

В следующем своём фильме – «Бриллиантовая рука» (1969) – имевшем невероятный успех, Гайдай из всей троицы снял только Юрия Никулина. О том, как создавалась эта картина, можно будет познакомиться в рубрике «Снимается кино» 4 февраля.

V. Конец «золотого века».

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973) стал последним фильмом золотой эпохи гайдаевской комедии. До этого, в 1971 году, была экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев», которая многими признаётся как одна из лучших экранизаций данного произведения. Были ещё экранизация рассказов М. Зощенко «Не может быть!» (1975), советско-финский «За спичками!» (1979) и «Спортлото-82». Но повторения такого массового успеха, который был в фильмах 60-х годов, уже не было. Развал СССР, изменения в настроениях, попытки понять, что же будет дальше со страной, как жить в новых условиях с возникающими рыночными отношениями – всё это находило своё отражение и в кинематографе. Л. Гайдай предпринял попытку адаптироваться к новым условиям наступивших лихих 90-х. В 1989 г. он снял фильм «Частный детектив, или Операция «Кооперация», а в 1992-м – «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Это были хорошие комедии нового времени, хорошая игра молодых актёров, но всем понятно, что время «золотой комедии» Леонида Гайдая ушло. Но сколько бы лет ни проходило, мы смотрим и пересматриваем его фильмы. За границей он был бы, наверное, очень богатым человеком. А у нас он был просто любимым. Но любимым всенародно. Он не был балагуром, но, по словам жены, был «радостным слушателем». Он умел услышать и запомнить брошенную вскользь кем-то на улице, в очереди, трамвае фразу и затем воссоздать её в своей картине. Возможно, именно поэтому его юмор не подвержен инфляции, а цитаты не тускнеют со временем. Иногда Гайдай говорил: «Всё, не буду больше снимать комедии. Это так тяжко. Возьму мелодраму». А потом: «Господи, люди так тяжело живут. Пусть посмеются».

 

Книжная выставка «Надо людям дарить радость» (К 100-летию со дня рождения Л. Гайдая) представлена в отделе литературы по искусству (2-й этаж, каб. № 212) до 13 февраля.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский