ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. Лев Выготский – человек, опередивший своё время

26.01.2023 | 1368 просмотра(ов)

«Выготский был гениальным человеком,

создавшим советскую психологию».

Б. В. Зейгарник

Наверняка вы слышали это имя – оно на слуху, как имена Макаренко, Сухомлинского или Монтессори. Лев Выготский прожил недолгую жизнь, но вошёл в историю как основатель множества научных школ. Его идеи и взгляды, опередившие время, соединили педагогику и психологию и заложили основы одних из самых передовых подходов в современном обучении. А ведь он, учитель литературы и юрист, случайно попал в педагогику.

Лев Семёнович Выготский родился 1896 году в Орше, в еврейской купеческой семье. Он был вторым из восьмерых детей и с детства привык анализировать поступки и слова братьев и сестёр.

В 1913 году талантливый юноша легко поступил на медицинский факультет Московского университета, позже перевёлся на юридический, сочтя его более перспективным. Параллельно посещал лекции и занятия на историко-философском факультете и писал научные работы по литературоведению.

В 1919–1923 годах Л. С. Выготский вернулся в Гомель: преподавал литературу в школе и педагогическом техникуме, а также вёл занятия на курсах, в школах, консерватории; сотрудничал с Московским педологическим институтом – исследовал, экспериментировал, проводил семинары, занимался наукой и читал лекции.

В 1924 году Выготский – тогда малоизвестный педагог из провинции без имени и связей – выступил с докладом на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петербурге. Там он встретил учёного-психолога Александра Лурию, сотрудника Института экспериментальной психологии, и тогда же начались их сотрудничество и совместная научная работа.

Л. С. Выготский заметил, что базовые понятия и понимание мира ребёнком закладываются под влиянием и с участием взрослых и если он растёт в интеллектуальной среде, это формирует его личность. Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» – таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди.

Тогда же педагог высказал точку зрения, чрезвычайно смелую для той эпохи и среды, но сегодня завоевавшую мир: дети с психическими и физическими отклонениями могут адаптироваться в обществе при условии, что их недостатки не афишируются. Он считал, что в благоприятной семейной обстановке можно корректировать даже психические отклонения человека в детстве.

В 1924 году Лев Семёнович переехал в Москву, начал работать в Институте экспериментальной психологии, как сотрудник Наркомпроса поехал на конференцию по просвещению глухонемых детей в Лондон, в 1925 – защитил диссертацию «Психология искусства» – и слёг на год, заболев туберкулезом.

Постельный режим сделал невозможным преподавание, но Л. С. Выготский продолжил работать как исследователь.

Воспитание по Льву Выготскому:

  • Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх.
  • Давайте ребёнку почувствовать себя важным, ценным, уважаемым.
  • Достоинства есть у всех детей.
  • Можно превратить слабые стороны ребёнка в сильные.
  • Капризы – не прихоть, а проявления проблем.
  • За игрой можно всему научиться.
  • Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас.
  • Позднее развитие так же плохо, как и раннее.
  • Помогайте ребёнку исследовать мир.

Все работы, касающиеся развития психики, Л. С. Выготский непосредственно связывал с задачами воспитания и обучения ребёнка. Педагог настаивал на том, что эффективным является лишь то обучение, которое «забегает вперёд развития», как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребёнка решать при участии педагога задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

Одно из самых важных открытий Выготского состоит в том, что обучать – ещё не значит развивать. Учёба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого.

Поэтому обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.

Звучит вполне очевидно, но до сих пор далеко не все учитывают, что границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. Они зависят от его возможностей, потребностей и готовности окружения ему помогать. Задача педагога – определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. И тогда можно достигнуть хороших результатов даже с труднообучаемыми детьми.

К началу 1930-х годов Лев Выготский опубликовал более 200 научных работ и стал одним из ведущих советских психологов. Тем не менее, не стоит думать, что путь учёного в науке был прост и лёгок: его и критиковали, и громили.

 «Педология подростка» и «Педология школьного возраста», две ключевые работы Л. С. Выготского того времени, признали вредными, назвали «буржуазными поделками» и обвинили в отходе от марксистских взглядов, в подмене истинной науки, стоящей на «коммунистических» позициях. Его высмеивали в фельетонах, из Института экспериментальной психологии ему пришлось уйти.

Выготскому приходилось повседневно преодолевать множество трудностей, связанных не только с катастрофически ухудшавшимся состоянием здоровья, материальными невзгодами, но и с лишениями, вызванными тем, что ему не предоставлялась достойная работа, а чтобы заработать, приходилось ездить читать лекции в другие города. Ему с трудом удавалось прокормить небольшую семью.

Одна из слушательниц его лекций А. И. Липкина вспоминает, что студенты, чувствуя его величие, удивлялись тому, как он бедно одет. Лекции он читал в изрядно потертом пальто, из-под которого виднелись дешёвые брюки, а на ногах (в суровом январе 1934 года) – лёгкие туфли. И это у тяжело больного туберкулезом!

В 1934 году Л. С. Выготский умер. Ему было всего 37 лет.

Многие идеи Льва Выготского находят воплощение только в последние десятилетия: геймификация обучения, демократические школы, отмена пятибалльной системы оценок, индивидуализация обучения – всё это и сейчас воспринимается как новаторство, хотя было придумано без малого 100 лет назад.

Сегодня Выготский – один из самых цитируемых детских психологов в мире.

 

Информацию подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский