Уже первые поэтические опыты именинника сегодняшнего дня Алексея Кольцова дали современникам понять, что в русской литературе появился гениальный создатель песен… Кольцов творил поэзию очень выразительную и, несомненно, музыкальную. Не случайно на слова поэта многие русские и зарубежные композиторы (в их числе такие таланты, как Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков…) создали огромное количество романсов и песен.
«ЖГУЧЕЕ ЧУВСТВО ЛИЧНОСТИ». Так определил главную особенность стихов Кольцова знаменитый русский сатирик Салтыков-Щедрин, заинтересовавшийся творчеством молодого поэта после выхода в свет его стихотворений «Молодая жница», «Пора любви», «Последний поцелуй».
Любимым стихотворным размером зрелого Кольцова стал пятисложник, который стиховеды, отдавая дань памяти поэту, нередко называют «кольцовским». Вот пример такого пятисложника:
«Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
Душно девице,
Грустно на поле,
Нет охоты жать
Колосистой ржи…» («Молодая жница», 1836)
Судьба редко бывает благосклонна к поэтам. Трагичная жизнь Кольцова – яркий пример того, как одаренный, тонко чувствующий человек пытается «выломать» себя из удушающей мещанской среды, но терпит горькое поражение.
Алексей Кольцов (1809 – 1842) родился 15 октября в зажиточной патриархальной семье воронежского купца, отличавшегося крутым нравом. Его отец занимался перегоном по донским степям и продажей мелкого и крупного рогатого скота. Мать была женщиной доброй, но безграмотной. Она так и не научилась читать до конца своей жизни. Оба родителя намного пережили сына.
Мальчик казался чужим в этой суровой патриархальной семье. До девяти лет он не держал в руках ни одной книги, потому что книг в доме попросту не было. В 9 лет Алексея отдали в воронежское уездное училище, где он освоил азы грамматики, арифметики и пристрастился к чтению.
Однако учиться ему разрешили только полтора года. Отец считал образование непозволительной роскошью. Он забрал сына из училища, решив, что полученного образования уже вполне достаточно, чтобы работать на семью. Более того, к печатным изданиям, к сочинительству он относился, как к глупой и бесполезной прихоти. Для Алексея началась вечная для русских самородков стезя: самообразование. Он продолжал жадно читать, тратя на книги все имеющиеся у него небольшие деньги. Очень помогал ему воронежский книготорговец Д. А. Кашкин. Он симпатизировал мальчишке и часто давал читать, а иногда и дарил ему, книги из своей книжной лавки. На протяжении пяти лет эта книжная лавка была для будущего поэта и училищем, и гимназией, и университетом, а сам Кашкин – литературным пестуном и критиком.
Так получилось, что только в 15-летнем возрасте Алексей узнал, что существует такой род литературы, как поэзия. Своё первое стихотворение Кольцов сочинил в 16 лет.
Позже он рассказывал Белинскому о том мощном потрясении, когда «однажды южной ночью слова, бродившие в голове, и чувства, теснившиеся в груди, вдруг соединились в поэтические строки…»
А первая публикация случилась в 1831 году, когда в маленькой московской газете «Листок» было напечатано стихотворение «Кольцо», подписанное фамилией Кольцов:
Я затеплю свечу
Воска ярова,
Распалю кольцо
Друга милова… (А. Кольцов «Кольцо», 1831)
В этом же году «Кольцо» опубликовала «Литературная газета», во главе которой стояли Дельвиг, Вяземский, Пушкин.
Вот так родился поэт, творец произведений в духе задушевных народных песен.
Первый поэтический сборник Кольцова вышел уже в 1835 году. Его стихи печатали такие литературно-журнальные гиганты, как «Современник», «Телескоп», «Сын Отечества», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки»… Под обаяние кольцовских поэтических строк в свое время попали Пушкин, Некрасов, Тургенев, Толстой, Фет, Есенин и многие другие.
В личной жизни молодой поэт был на редкость несчастлив. Его трагичная любовная история известна нам в передаче всё того же Белинского.
В доме Кольцовых на положении прислуги жила застенчивая, очень добрая и милая девушка Дуняша. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное чувство. Собственно, история довольно обычная: хозяйский сын и прислуга. И исход этой истории тоже, к сожалению, обычный. Влюбленные хотели пожениться. Однако отец и мысли не допускал, что его наследник свяжет себя браком с неровней. Он срочно отправил сына в деловую поездку и во время его отсутствия продал Дуняшу донскому помещику. Вернувшийся Алексей, потрясенный случившимся, слег в горячке, потом бросился искать возлюбленную, но стало известно, что она скончалась от жестоких побоев.
Вырваться из омута мещанской жизни поэт так и не смог. И, хотя он периодически бывал в столичных городах, познакомился с Белинским, Жуковским, Одоевским, Вяземским, Плетневым, был вхож в известные литературные кружки и даже несколько раз бывал в гостях у Пушкина, мечтам молодого поэта о переезде из Воронежа в Петербург или в Москву не дано было сбыться.
«От куриц я отбился, а к павам так и не попал», - так сам Кольцов характеризует свой статус. И еще, жалуясь на свое одиночество в Воронеже, он пишет Белинскому: «Здесь я за писание терплю большие оскорбления. Всякий так на меня и лезет: дескать, надобно писаке крылья-то ощипать…»
За год до своей кончины Алексей Васильевич влюбился в молодую купеческую вдову Варвару Лебедеву, которую в Воронеже считали женщиной легкого поведения. Однако пылкий молодой поэт в своем воображении наделил эту отвергнутую обществом женщину всевозможными добродетелями. Он с радостью тратил на нее все свои средства. Однако вскоре Варвара Лебедева стала содержанкой офицера и уехала с ним. Затяжная депрессия поэта усугубилась обострением туберкулеза. Болезнь не только убивала поэта физически, она убивала его духовно, не позволяя вырваться из Воронежа, уничтожая последние надежды на переезд в Петербург.
В своей семье Алексей Кольцов сочувствия не нашел. Его по-прежнему окружала глухая стена непонимания и отчуждения. Отец денег на лечение не давал, считая своего сына, этого «грамотея и писаку», бесполезным существом. Как говорил сам Кольцов, отец дал 10 тысяч на свадьбу дочери и не нашёл 200-т рублей на лечение больного сына. Братья и сестры тоже совершенно не считались с состоянием угасающего поэта, были к нему жестоки, а он, слабый, как младенец, едва мог сидеть, говорил шепотом…
Так, прожив отпущенные ему 33 года как восторженный, наивный ребенок, поэт и из жизни ушел тихо, в то время, как старушка-няня поила его с ложечки чаем…
«Гениальный талант! И сила его таланта основана на живом, неразрывном единстве человека с поэтом. Тут замечательность таланта происходит от замечательности человека как личности», - сказал о нем Белинский. Эти слова тем более ценны, что Белинский, как мы знаем, был очень скуп на подобные высказывания. Собственно, критик, помимо Кольцова, говорил о гениальности еще только трех великих русских литераторов – Пушкина, Гоголя и Лермонтова.
Центр чтения предлагает читателям взять сборники стихов Кольцова и освежить в памяти строки, знакомые с детства:
«Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!» ( «Косарь», 1836)
«На заре туманной юности
Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь…» («Разлука», 1840)
«Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!» («Не шуми ты, рожь…»)
Добро пожаловать в Центр чтения!
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
На фото:
- Поэт А.В. Кольцов. Художник А.К. Горбунов, 1838.
- Крестьянка с бабочками. Художник А.Г. Венецианов, 1820.
- Молодой Кольцов в кругу семьи.
- Кольцов со стадом в степи. Художник В. Шаврин, 1954.
- Белинский и Кольцов. Критик и поэт.
- Портрет молодого поэта Алексея Кольцова.
- Поэт А.В. Кольцов. Литография художника К. Горбунова.
- Торжественное открытие памятника поэту Алексею Кольцову (Москва, 3 ноября, 1918), на котором Сергей Есенин прочитал свое стихотворение «О, Русь, взмахни крылами…»
- Завсегдатай Национальной библиотеки Епарова Марина Михайловна с завидной периодичностью приводит своих внуков, учащихся Баумановского лицея, Кузнецова Макара (6 кл.) и Кузнецову Татьяну (3 кл.) в Центр чтения. Сегодня в формуляре читателя оказались записи о выдаче книг Л. Толстого, А. Твардовского, А. Кольцова и Г. Остера.
- 1211 просмотров