КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: КНИГА В РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ

05.03.2022 | 1169 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Книга в русской и советской живописи / сост. и авт. вступ. ст. Н. И. Бабурина и др. – Москва : Книга, 1989. – 45 с., [49] л. – ил. : ил.

 

В альбоме собраны репродукции произведений отечественной живописи, сюжетно связанных с книгой и чтением. Произведения искусства вносят в наше представление о книге и её читателе элемент наглядности.

На Руси книги стали известны в X-XI веках. Они часто стали изображаться на иконах, в миниатюрах. Живопись Древней Руси изображала, по существу, один тип книги – Библию. Никто из представленных на иконах и миниатюрах персонажей и не смотрит на заветные страницы: их знают наизусть. Стоит обратить внимание на то, как демонстрируется книга – в протянутой руке или у груди. В особом отношении к книге, которое древнерусские художники нам высказывают, кроется обобщение действительных наблюдений: книга – редкость, бережное отношение к ней просто необходимо.

В XVII веке на Руси возникли библиотеки при государственных учреждениях. Книги имелись в домах чиновников, купцов, мелких торговцев, ремесленников. Однако в живописи XVII века мы не находим отражения возросшей роли книги в духовной жизни русского общества. Исключением является портрет боярина А. Л. Ордина-Нащокина, изображённого на фоне полок с книгами. Это первый и единственный дошедший до нашего времени портрет русского книголюба, владельца немалого по тем временам личного книжного собрания, инициатора регулярного составления первой, ещё рукописной газеты «Куранты».

Петровская эпоха не оставила нам произведений, показывающих человека с книгой в руках (если не считать традиционной иконописи). Это было связано с тем, что жанровая живопись, обычно наиболее полно представляющая повседневные заботы людей, ещё не сложилась.

Только в середине XVIII века живопись обращается к теме «человек и книга». В жанровой сценке Б. Суходольского, на которой показано галантное общество в парке, изображены кавалеры с книгами. Это важное свидетельство того, что книга становится определённым элементом русской культуры.

Во второй половине XVIII века в живописи стал популярен тип «портрета с книгами». Стали создаваться детские портреты, для которых мальчики и девочки позировали с книгами.

Если в XVIII веке книга нередко указывала на принадлежность человека к привилегированному классу, подчёркивая его достоинство и образованность, то в XIX веке она обращена непосредственно к личности, повествуя о её вкусах, чувствах, интеллектуальных пристрастиях. Книга изображалась как значимый элемент повседневной жизни.

В XX веке привычка к чтению стала отличительной чертой значительной части русского общества. Книга сопутствовала человеку в жизни, будь то годы детства, учёбы, работа или отдых.

Художники каждой эпохи выражали своё понимание книги: вот книга – атрибут, книга – эмблема и часть аллегорического образа, вот – учебник жизни, вот книга – важнейший объект в судьбе человека: она комментирует его увлечения, духовный мир и деятельность.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский