КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: ЮЛИЙ КЛЕВЕР

14.03.2021 | 1585 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Клевер [альбом; автор текста И. Голицына] – Москва : Белый город, 2008. – 48с., ил. – (Мастера живописи)

О русской живописи 19 века, на первый взгляд, мы знаем немало. Но, знакомясь с работами величайших русских художников в Третьяковской галерее, Русском музее или картинной галерее – порой посетителя ожидают и сюрпризы. Многие, указанные под картинами имена поистине замечательных художников ничего не говорят нам, а информации о них сохранилось очень мало. Одно из них – имя знаменитейшего живописца второй половины 19 века Юлия Юльевича Клевера, с жизнью и творчеством которого знакомит выпущенный издательством «Белый город» замечательно иллюстрированный альбом «Клевер».

Юлий Клевер (1850-1924) прожил счастливую жизнь. В ней было всё: талант, вера в успех, поиски своего художественного стиля, выставки, триумфы, друзья, любовь, семья, денежный достаток, поездки за границу, обожание зрителей, страсти, гонения, бедность.  Его имя знали не только в столице и не только любители искусств, но и в глухой деревне, где-нибудь в отдалённой провинции.

Стремление к рисованию в детстве переросло в серьёзное увлечение в юношеские годы. Этому способствовали и занятия с немецким профессиональным художником Карлом Кюгельхеном, научившим его понимать красоту окружающей природы, и учёба в Петербургской Академии художеств. Правда, через некоторое время Юлий Клевер покидает Академию, разочаровавшись в системе преподавания, и ставит перед собой цель – «развить своё дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры». Молодой живописец много ездит по окрестностям Петербурга, бывает на островах близ Таллинна, пишет этюды, подолгу изучает полотна великих мастеров. Юлий Клевер стремится достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художников. Он знал, что художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и, в конце концов, становились знаменитыми. Так случилось и с ним. Уже через год после исключения из Академии, картину молодого художника «Заброшенное кладбище зимой» приобрёл граф П.Г.Строганов, один из видных членов общества, в следующем году работу Клевера «Закат» покупает великая княгиня Мария Николаевна, блестяще образованная женщина, участвовавшая в управлении женскими учебными заведениями России. А после посещения персональной выставки Ю. Клевера, прошедшей с огромным успехом, несколько картин желает приобрести Александр II и известный коллекционер Павел Третьяков.  На выставке всеобщее внимание зрителей привлекли зимние сюжеты его картин с необычными эффектами вечернего освещения. Причём происходили настоящие скандалы: посетители залезали через перегородку, дабы заглянуть за полотно и удостовериться, нет ли под этим «чудом» какого-либо фокуса, не освещаются ли картины сзади. Иные же тыкали в полотно, гладили его, искали каких-либо трюков, и таких дерзателей приходилось при помощи полиции выводить насильно. Зимние закаты, пользовавшиеся большим спросом у публики, были источником дохода художника, в отличие от больших монументальных композиций, где проявился его замечательный талант мастера пейзажа, тщательно выстроенного и исполненного тонкого настроения. Картина «Лес», за которую Клевер был удостоён почётного звания профессора Академии – самое совершенное с технической точки зрения его произведение. Могучие, нетронутые человеком многолетние деревья стоят, утопая в сырой, покрытой мхом земле. Неба почти не видно – деревья не пропускают солнечные лучи, и только в глубине тоненькой полоской просвечивается светлая полянка. Особенно величественна ель, которая своими корнями, точно щупальцами морского чудовища, цепляется за грунт, чтобы устоять против подмывающего его болота. Поэтический принцип одухотворения природы, а именно: предзакатный час в осеннем лесу, постепенно тающие краски лета, приближение глухой осенней поры – находит своё развитие в других полотнах мастера. Среди них особенно выделяются многочисленные картины, изображающие зимний пейзаж, луну, медленно поднимающуюся в небе, маленькую избушку, затерявшуюся среди громадных стволов деревьев, и одинокую фигуру путника, спешащего к уютному очагу родного дома. И во всём этом разлиты такая теплота и задушевность, которые находят отклик в сердцах зрителей.

Долгие годы имя художника было предано забвению. Многие десятилетия его старались не вспоминать в России, будто и не жил этот человек в нашей стране. Его зачислили в разряд салонных художников, любимым живописцем императорской семьи, а значит, ненужным и вредным для «строителей коммунистического общества». Но времена меняются, и Юлий Юльевич Клевер к нам возвращается – в своих картинах. И как бы не относились к Клеверу искусствоведы и музейные работники, но по «Единому художественному рейтингу» Юлий Клевер является художником-профессионалом высокого класса, произведения которого до сих пор радуют публику.

Итак, если вас заинтересовали личность и творчество этого художника, рекомендуем познакомиться с книгой-альбомом «Клевер», выпущенной издательством «Белый город».

 

Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.

Русский