КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: художественное оружие Польши.

19.05.2020 | 1995 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Солдатенко А. В. Художественное оружие Польши XVII-XIX веков. – Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1991г. – 57с., ил.

 

В Арсенале Эрмитажа представлено старинное оружие разных стран, в том числе  - польское. В XVII-XVIII вв. Польша - одно из крупнейших государств Европы. Через её земли Турция и Россия торговали с Западной Европой. Но отношения Польши с соседями характеризовали не только мирные контакты, но и постоянные военные столкновения. В связи с этим возрастало значение военного сословия – шляхты. Шляхта, ревниво защищая свою «золотую вольность», ограничивала власть короля и сопротивлялась усилению центральной власти. Особое положение породило чувство исключительной роли рыцарей-шляхтичей в судьбе страны. Они считали себя защитниками европейской культуры и христианства от «языческого Востока».

Являясь частью европейской цивилизации, Польша, тем не менее, испытывала сильное влияние восточной культуры. Яркие произведения прикладного искусства мастеров  стран ислама демонстрировали знатность рода и богатство верхушки шляхты – магнатов. Магнатские замки напоминали резиденции восточных сатрапов, а не дворцы европейских дворян. И внешне польский шляхтич был похож на жителя некой восточной страны. Европейские художники, желая изобразить какой-либо восточный персонаж, «одевали» его по-польски.

Постепенно «Шляхетская демократия» переродилась в анархию, страну раздирали гражданские войны, религиозная нетерпимость, национальные конфликты. В XVIII век Польша вошла отсталой страной. В результате трёх разделов, потеряв независимость, польское государство на 123 года исчезло с карт Европы.

С изменением исторических условий менялось польское оружие, и оружейное искусство. Интересна в этом отношении история сабли, которая пришла в Польшу с Востока в XV в. и считалась оружием для простолюдинов. Рыцарство в то время использовало меч и шпагу. Меч являлся символом дворянской чести, освящённой веками. Но с XVI в. сабля всё шире применялась в боевой практике. В числе противников Польши были Русское государство, Турция и татары, давно и успешно воевавшие с саблей в руках. Бороться с противником было удобней его же оружием.  В упрочении положения сабли сыграло роль и  избрание на польский трон Стефана Батория (1576 г.). Король-венгр принёс с собой моду на венгерские костюм и оружие. Венгерская сабля стала основой для формирования польской гусарской сабли.

Сабля вытеснила из обихода меч и шпагу. Она стала знаком шляхетского достоинства. В XVII-XVIII вв. её носили и магнаты, и шляхетская беднота. Даже без ножен и на конопляной верёвке, сабля являлась свидетельством сословных привилегий и подчёркивала особое «сарматское» происхождение. На клинках вырезали надписи сакрального характера, придающие оружию магическую силу: «В Бога – вера, верность – в сабле, а язычника возьмут черти». Эти часто малограмотные надписи, преисполненные патриотического пафоса, с долей своеобразного юмора, демонстрируют социальные амбиции шляхтича, ностальгию по временам, когда польское оружие ковало победу над «врагами христианства». Чтобы сабля выглядела нарядной и яркой, её украшали чеканкой, золочением и чернением, инкрустировали яшмой, нефритом, лазуритом, бирюзой.

Главная ударная сила польского войска в XVII в. - гусары. Для защиты они использовали полудоспех, особый эффект которому придавали крылья, укреплённые сзади. Благодаря им польских гусар называли «крылатой конницей». Во время скачки крылья производили много шума. Поверх полудоспеха надевалась шкура тигра или леопарда. Каждый гусар должен был привести в роту ещё двух вооружённых людей на конях. Они в отличие от своего господина носили шкуру медведя или волка. В XVIII в. гусария утратила боеспособность и употреблялась для различных церемоний, в том числе похоронных, за что её прозвали «погребальной конницей». Крылья, украшавшие кирасу, в XVIII в. стали меньше и переместились на шлем.

Теряя своё утилитарное значение, предметы вооружения оседали в частных и музейных коллекциях. В настоящее время собрание польского оружия в Арсенале Эрмитажа насчитывает около 200 предметов, различных с точки зрения художественных достоинств, но одинаково ценных для истории культуры Польши и земель, тесно связанных с ней.

 

Материал подготовила Сокольникова О.А., главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский