КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Москва в произведениях художников.

26.06.2020 | 280 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Москва в произведениях художников – Москва: Олма-Пресс, 2006. – 127 с.

Москва в русской и советской живописи. – Москва: Советский художник, 1987. – 136 с.

Образ твой, Москва: Москва в русской и советской живописи /Сост. В. Перфильев. – Москва: Московский рабочий, 1985. – 159 с.

 

У каждого человека есть своё представление о Москве. У многих оно основано на личных впечатлениях, на знакомстве с фотографиями и картинами художников. Живописная летопись Москвы насчитывает множество полотен. Стали хрестоматийными саврасовские городские пейзажи и поленовский дворик.

Первые изображения Московского Кремля и некоторых других архитектурных сооружений города появляются ещё в миниатюрах средневековых рукописей и в иконах Древней Руси. Они подчас настолько верны натуре, что используются археологами, архитекторами и художниками при реконструкции памятников старой Москвы. XVIII век или «петербургский период» развития России оставил небольшое количество изображений Москвы, в основном это были гравюры.

Первым значительным этапом в изображении Москвы становятся картины Ф. Я. Алексеева (1753-1824), выполненные в 1800-1810 гг. Излюбленные сюжеты художника – общий вид Кремля, особенно со стороны Красной площади, Малого Каменного моста, кремлёвские площади и памятники. Художник подчёркивал значимость образа старого города, преувеличивая грандиозность архитектуры и масштабность пространства. Картины Ф. Я. Алексеева стали последними изображениями Москвы, сделанными до пожара 1812 г., уничтожившего значительную её часть.

В 1840-1850 гг. художники пишут пейзажи современного города, обновлённого после пожара 1812 г., преобладают мотивы улицы, дворика,  бульваров.

В живописи передвижников почти не встречаются изображения знаменитых или радующих глаз видов Москвы, а открывается изнанка города – грязные кабачки, мрачные остроги, пересыльные тюрьмы, ночлежки. А. К. Саврасов (1830-1897) в своих поздних работах выбирал намеренно непарадную точку зрения на город. Сухарева башня в одноимённой картине художника высится над крышами жалких деревянных избушек, почерневших от времени.

Широко известны работы А. М. Васнецова (1856-1933), оставившего нам необычайно колоритные и исторически достоверные картины жизни и быта ушедшей Москвы. Опираясь на материалы музеев, архивов, библиотек, собственную обширную коллекцию старинных планов и гравюр с видами города, с педантичностью учёного он воссоздаёт в своих картинах, рисунках, акварелях древнюю столицу. Близок А. М. Васнецову в любви к допетровскому периоду Москвы А. П. Рябушкин (1861-1904). В картине «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие» (1901) художник создаёт образ Москвы, отмеченный просветлённой гармонией, сказочно-песенными ассоциациями. 

Праздники часто становятся сюжетами картин. К. Ф. Юон (1875-1958) с точностью этнографа и лиричностью поэта изображает освящённые древней традицией праздничные обычаи Москвы и Московской губернии: вербные базары, масленичные катания на тройках, пляски свах во время свадьбы, подмосковные хороводы.

Свой собственный неповторимый образ Москвы создаёт А. В. Лентулов (1882-1943). В картине «Москва» из самого центра композиции вырастает огромная колокольня Ивана Великого. Здесь находится та неподвижная точка, вокруг которой словно бы вращается яростный, неистовый, смещающий формы хоровод архитектурных сооружений. Им владеет восторг перед «азиатской» яркостью Москвы. Художник играючи строит на холстах свой город, соперничая с древними зодчими в звонкости красок, щедрости и изобилии форм.

После 1917 г. в развороченном революционной бурей быте Москвы искусство черпает темы для создания нового образа города. Художники торопятся оставить память об уходящем укладе, вместе с тем их захватывает романтика строительства новой жизни. Древняя архитектура Москвы – теперь свидетель невиданных перемен. Восторг перед стремительностью передвижения, подаренный человеку машиной, окрашивает восприятие города в картине Ю. И. Пименова (1903-1977) «Новая Москва». Город воспринимается словно из мчащегося автомобиля. Недавно отстроенный Охотный ряд тонет в струящемся мареве красок. В облике молодой женщины за рулём художник воплощает дух и стиль эпохи – ощущение молодости, светлых надежд.

Итак, уникальную галерею художественных образов Москвы Вы можете увидеть на страницах альбомов «Москва в произведениях художников», «Москва в русской и советской живописи» и «Образ твой, Москва».

 

Информацию подготовила Пушкина О. Л., библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский