100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. МАРИЙСКОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕАТРУ ДРАМЫ ИМ. М. ШКЕТАНА – 100 ЛЕТ.

04.12.2019 | 704 просмотра(ов)

Днем рождения Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана  принято считать 29 ноября 1919 г. В этот день состоялся первый спектакль первого Передвижного театра народа мари – драма Тыныш Осыпа (Иосифа Борисова) «Закон шумлык» («Из-за закона») в деревне Сенькино Йошкар-Олинского района (ныне Медведевский район), поставленный учителем И. Беляевым (1891-1931 гг.). Он был руководителем драматического кружка при Ошламучашской школе первой ступени.

Марийская драматическая труппа, зародившаяся с самодеятельного любительского кружка, со студии, выросла до большого профессионального актерского коллектива, имеющего свое творческое лицо, свои традиции.

История марийского театра условно делится на два периода: любительский, связанный с деятельностью Передвижного марийского театра (1919-1929 гг.), и профессиональный, который начался в октябре 1929 года и продолжается и в настоящее время.   Радостно и торжественно праздновала 11 ноября  1939 года  общественность города Йошкар-Олы  10-летие существования профессионального Марийского Государственного театра.

«… Красочно разукрашена сцена. В глубине ее громадная огненная цифра X, портреты Ленина и Сталина, красные полотнища. На сцене полукругом в несколько рядов расположился весь актерский состав марийской и русской драмы. Бурными аплодисментами зал встретил постановления Президиума Верховного Совета и Совнаркома Марийской АССР о присвоении звания заслуженного артиста республики т.т. Якаеву и  Лебедевой. Грамотами Президиума Верховного Совета награждены т. т. Якаев, Лебедева, Иосселиани, Володарский, Тихонова. Денежными премиями Совнарком наградил т. т. Роберт, Славина, Якаева, Лебедеву, Володарского, Иосселиани и других. Всего 20 человек.                                           

С ответным словом выступил тепло встреченный участниками заседания заслуженный артист республики И. Т.  Якаев.

– Глубоко, от всего сердца благодарю за оказанную честь, – говорил он.– Сегодня в жизни Марийского Государственного театра исторический день. Юбилей театра – радостный праздник всех трудящихся. Я заверяю правительство Марийской АССР, что отдам все свои силы на дело еще большего расцвета нашего социалистического искусства.

– Очень трудно найти слова,– говорила заслуженная артистка Марийской АССР Е. Н. Лебедева, – такой образности и яркости, чтобы можно было выразить чувства, которые владеют мною сейчас. В нашей прекрасной стране радостно жить и работать, повседневно ощущаешь великую сталинскую заботу о людях. Я чувствую себя необычайно счастливой, окрыленной. Приложу свои силы к тому, чтобы оправдать громадное доверие, которое мне оказано…»

И. КРЫЛОВ. (Марийская правда. – 1939. – 14 нояб. – С. 4.)

С ярким содержательным докладом «Наш театр»  выступил Председатель Президиума Верховного Совета Марийской АССР Т. И. Кавалеров:

«…В дореволюционное время марийский народ даже не мог мечтать о создании своего театра. Только Великая Октябрьская социалистическая революция  принесла трудящимся свободу и счастье, открыла широкий путь для проявления неиссякаемых творческих сил.

Вместе с общим бурным ростом социалистического хозяйства и культуры нашей страны быстро развивалось и крепло национальное  по форме и социалистическое по содержанию искусство марийского народа. Ярким примером этого является десятилетнее существование Марийского Государственного театра. История  театра богата событиями.

 В 1919 году в Йошкар-Оле организуется Марийский драматический кружок. Вскоре по решению Казанского губкома партии он реорганизуется в передвижной драматический театр.

Первая постановка состоялась в ноябре 1919 года, в деревне Сенькино Йошкар-Олинского района. Она собрала более 300 зрителей. Почти при каждом волисполкоме и в школах в это время создаются самодеятельные кружки.

Несмотря на большие недостатки, передвижным театром в районах проведена значительная работа. Дано 280 спектаклей, 150 концертов, прочитано 200 докладов. Театр обслуживал и бойцов Красной Армии. В Казани давались постановки для частей, отъезжающих на фронт. Этот театр существовал до 1927 года.

Небольшой театр с малоопытными актерами-любителями уже не мог удовлетворить культурные запросы трудящихся, которые росли с каждым годом. Естественно, что встал вопрос о создании профессионального театра. В городе Йошкар-Ола было выстроено специальное здание, в котором сейчас находится Маргостеатр.

По решению бюро Обкома ВКП(б) и президиума Облисполкома в 1927 году создается студия, в нее вливаются актеры передвижного театра. Ею впоследствии было дано ряд драматических постановок.

А в октябре 1929 года в студии  состоялся первый выпуск – было подготовлено 20 актеров, они и составили ядро марийской драматической труппы. Вслед за выпуском студия реорганизуется в Марийский Государственный театр. С этого времени начинается творческий путь профессионального театра.

Через год своей работы молодой коллектив актеров представляет свое творчество на широкой сцене в Москве и участвует в первой Всесоюзной олимпиаде. Жюри так отзывалось об их выступлении: «Государственный театр Марийской Автономной области является самым молодым из всех театров, участвующих в первой Всесоюзной олимпиаде. Несмотря на это, работы, показанные театром, обнаруживают его способности и готовность идти правильным путем в исполнении своего искусства, в целях просвещения народных масс и воспитания их в духе пролетарской культуры».

В последующие годы основное внимание было сосредоточено на подготовке квалифицированных актерских кадров. По возвращении с олимпиады т.т. Тихонова, Лебедев, Конакова и другие, всего 12 человек, едут на длительную учебу в театральные учебные заведения, в Москву. В 1931 году в Йошкар-Оле создается театральный техникум. Марийская труппа в это время систематически выезжает в районы, дает драматические постановки и концерты. Таков первый этап развития Марийского Государственного театра.

Началом второго этапа можно считать 1935 год. Этот год является переломным годом в развитии работы театра. Впервые его коллектив пополняется выпускниками театрального училища, а также окончившими внереспубликанские театральные учебные заведения. Труппа значительно увеличивается. К руководству театром привлекаются более квалифицированные режиссеры. Первой постановкой того периода явилась «Гроза» (Островского), переведенная на марийский язык. Этой постановкой была сделана первая серьезная попытка в овладении классическим наследием, и Островский на сцене прозвучал четко.

Следующим крупным шагом был показ произведения Гоголя «Женитьба». Работая над пьесами Островского и Гоголя, актеры значительно выросли.

Коллектив марийской драмы также серьезно взялся и за овладение советской тематики. Первой капитальной работой в этом направлении была постановка пьесы Корнейчука «Платон Кречет», затем Тренева «Любовь Яровая», Биль Белоцерковского «Пограничники», Н. Островского «Как закалялась сталь» и другие. Одновременно театр продолжал ставить и классический репертуар: «Доходное место», «Лес» Островского, «Бабьи сплетни» Гольдони. Наиболее крупной победой была последняя постановка «Разбойник» Шиллера, которая отличается большой сложностью.

За последние годы создается оригинальный репертуар театра. Всем известна пьеса «Салика» С. Николаева, так ярко насыщенная богатым народным фольклором. В день юбилея ставится новая пьеса Иванова «Ӱчӧ».

За 10 лет марийская драма поставила более 30 пьес. О том, какой любовью пользуется театр, говорит такая цифра: за один только сезон 1938-39 г.г. обслужено 60 тысяч зрителей.

Особенно быстро стал расти театр в художественном отношении после прихода на работу в качестве художественного руководителя т. Г. И. Иосселиани, а позднее режиссера т. Крыжицкого. Они сумели в каждом актере раскрыть их творческие дарования и поставить труппу на правильный путь, на путь художественного роста. Марийский Государственный театр вырос в крупный коллектив, приобрел свои творческие традиции. В среде актеров мы имеем немало талантливых людей – т. И. Т. Якаева, которому присвоено звание заслуженного артиста Марийской АССР, а также   т. т. С. И. Савельева, А. Т. Тихонову, Ф. О. Лебедева, Е. Г. Сошникову, Ф. А. Семенова, П. Н. Байкова, Т. Г. Григорьева, П. П. Белопасова и других.

Коллектив русской драмы Маргостеатра также может гордиться своими достижениями и успехами. Освоены сложные постановки советских драматургов и русских классиков. За последний год зритель увидел на сцене «Ревизора» – Гоголя, «Вассу Железнову» – М. Горького, «Таню» – Арбузова, «Маскарад» – Лермонтова и другие. Выдающимся событием в жизни театра явилась постановка «Павел Греков», глубоко взволновавшая зрителя.

Стационирование труппы, проводившееся в последнее время, уже дало свои результаты. Создан основной костяк квалифицированных актеров. Среди них т. Е. Н. Лебедева, талантливая актриса, создавшая ряд замечательных и обаятельных образов, дошедших до зрителя. За особые заслуги в области театрального искусства Президиум Верховного Совета республики присвоил ей звание заслуженной артистки Марийской АССР. Выделяются актеры т.т. В. Т. Славин, А. Ф. Микош, И. А. Эльский, М. Ф. Правдин, М. П. Казаров и другие.

Художественный руководитель русской драмы Б. С. Володарский сумел обеспечить высокое качество спектаклей и немало поработал над тем, чтобы придать театру определенное творческое лицо.

Празднуя десятилетие Марийского Государственного театра, весь коллектив актеров должен еще энергичнее бороться за дальнейший расцвет искусства. Награждение выдающихся людей театра должно послужить новым стимулом этому.

В своей творческой работе Маргостеатр должен наиболее полно использовать богатое наследие великого русского народа в области искусства…»

 (Марийская правда. – 1939. – 11 нояб. – С. 3.)

После торжественного заседания, посвященного 10-летию Маргостеатра,  с большим успехом прошла пьеса „Ӱчӧ" молодого марийского драматурга Н. Н. Иванова. Празднование юбилея Маргостеатра было заснято кинохроникой.

Шли годы. Крепла и богатела наша республика, росла культура народа, искусство, рос наш Марийский Государственный театр, росли артисты. Иными стали требования к искусству. Театр завоевал большой авторитет и любовь зрителей.

Создание в далеком 1919 году первого передвижного театра стало важной вехой в истории развития национальной культуры Республики Марий Эл. Сегодня национальный театр и драматургия – главные носители живого литературного языка, который является основой любой национальной культуры.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

  • Зайниев Г. З. 100 лет Национальному театру драмы имени М. Шкетана / Г. З. Зайниев // Марий Эл: время, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат на 2019 год. / Нац. б-ка им. С. Г. Чавайна ; [сост. С. Е. Сауляк ; науч. ред. Г. Н. Айплатов, Г. З. Зайниев]. – Йошкар-Ола, 2018. – С. 182-187.
  • Кавалеров Т. И. Наш театр / Т. И. Кавлеров // Марийская правда. – 1939. – 11 нояб. – С. 3.
  • Крылов И. Празднование юбилея Маргостеатра / И. Крылов // Марийская правда. – 1939. – 14 нояб. – С. 4.
  • Славный юбилей // Марийская правда. – 1939. – 11 нояб. – С. 1.
Русский