Первая марийская опера

14.05.2018 | 61 просмотра(ов)

В истории культуры и искусства Республики Марий Эл особое место занимает 5 апреля 1963 года. В этот день на сцене Маргостеатра им. Шкетана состоялась премьера первой марийской оперы «Акпатыр» Эрика Сапаева. Появление этого эпохального для марийской музыки произведения стало результатом долгого и тернистого пути развития марийской оперы.

Еще в 20-е годы ХХ века молодой марийский композитор Иван Ключников-Палантай вынашивал замысел «хоровой оперы», а немного позже Яков Эшпай и Кузьма Смирнов пытались сочинять оперы «Мирон Мумарин» и «Арслан». Тем не менее, создать первую марийскую оперу удалось лишь в 1961 году молодому выпускнику Казанской консерватории Эрику Сапаеву.

Героико-романтическая опера «Акпатыр» написана по одноименной исторической драме классика марийской литературы Сергея Чавайна и повествует о легендарном воине – гусляре Акпатыре, предводителе повстанцев времен Крестьянской войны Е. Пугачева, с оружием в руках борющемся с самодержавием за счастье своего народа.

Премьера оперы состоялась в 1963 году, она сразу же вошла в золотой фонд марийского искусства, став национальной гордостью народа мари. В рождении того легендарного спектакля принимали участие режиссёр Сергей Иванов, дирижёр Гавриил Таныгин, балетмейстер Адгам Нарыков, дирижёр-хормейстер Борис Резников, хормейстеры Т. Манакова, Н. Емельянов, художник Валерия Скляр. Либретто написали марийские писатели Г. Матюковский, И. Осмин, М. Якимов. Главные партии исполнили выпускники Горьковской консерватории Б. Артемьев (Акпатыр) и Т. Лабутина (Эвика), поскольку своих национальных кадров не было. В течение только апреля и мая до конца сезона прошли 13 оперных спектаклей «Акпатыра» при полном зале. Наиболее сильное впечатление в спектакле производит музыка. От начала и до конца она реалистична и народна, вся соткана из льющихся щедрым потоком мелодий. В отдельных местах есть подлинный фольклорный материал, который всегда смело и со вкусом гармонизирован и разработан композитором. Но чаще всего встречаются мелодии, сочиненными самим Сапаевым. Однако и эти мелодии таковы, что услышав их в первый раз, каждый говорит: «Да ведь это же наши народные песни». Так в песне Эвики – подлинная торъяльская народная песня, записанная композитором с напева своей матери.

Для желающих слушать оперу на русском языке был сделан экви – ритмичный перевод либретто поэтом Н. Карташовым.

В феврале 1969 года Музыкально-драматический театр МАССР открыл свой первый сезон национальной оперой «Акпатыр» в новой редакции режиссёра театра, выпускника ЛГИТМиКа  Р. Розенберга. А в 1970 году самой первой Государственной премии Марийской АССР, учреждённой к 50-летию образования республики, за создание и постановку оперы «Акпатыр» были удостоены композитор Эрик Сапаев (посмертно), дирижёр Гавриил Таныгин, солисты Арсений Венедиктов и Лидия Ковалёва.

Эта постановка была не самой удачной, поэтому режиссёр Сергей Иванов и дирижёр Виталий Куценко подготовили новый вариант оперы, премьера которой состоялась 9 марта 1974 года. В этот раз партию Акпатыра исполнил Вадим Воронцов, партию Эвики исполнила Надежда Ковалёва. Главную партию поочередно пели В. Воронцов и А. Венедиктов. 

22 февраля 1976 года опера «Акпатыр» впервые прозвучала на русском языке. Постановка спектакля осуществлена режиссёром В. Шкаровским, перевёл на русский язык Голяков, основные партии исполнили А. Венедиктов, Н. Ковалёва, А. Шурыгин. 28 февраля того же года опера в этом виде прозвучала в последний раз.

В 1980 году была осуществлена пятая постановка «Акпатыра» в очень добротной и запоминающейся режиссуре заслуженного деятеля искусств РМЭ Сары Кирилловой. Опера стала мерилом мастерства в сценическом воплощении «Акпатыра». На сцене героическая народная драма, в которой главным действователем является сам народ. Поэтому в новом спектакле получили столь яркое воплощение хоровые сцены. Хор постоянно в действии, создавая обширность и масштабность событий: в спектакле живёт и борется, страдает и радуется народ.

В новом спектакле режиссёром восстановлена неоправданно исключенная из предшествовавших сценических вариантов третья картина оперы, без которой утрачивалась логика действия героев драмы.

В заглавной роли выступили народный артист МАССР А. Венедиктов и артист С. Павленко. Тонкую и нежную натуру Эвики подчёркивали народная артистка МАССР Н. Ковалева и артистка И. Мосалова.

Как бы соавтором музыки стал дирижёр, заслуженный деятель искусств МАССР В. Венедиктов. В интерпретации оперы проявились самобытность его музыкального мышления, объёмное видение всей многослойной фактуры сочинения, умение логично выстроить сквозное действие.

Декоративное решение спектакля лаконично и выразительно. Так «увидел» оперу художник, заслуженный деятель искусств МАССР Р. Чебатурина.

С годами менялась трактовка оперы, менялся состав исполнителей. Новое время, крутое и жёсткое, требовало нового прочтения «Акпатыра». И это сделал режиссёр и постановщик О. Иркабаев. 29 октября 1992 года состоялась премьера новой постановки оперы.

На сцене – героическая народная драма, в которой главным действующим лицом выступает народ. В новой постановке «Акпатыра» массовые хоровые сцены подчинены развитию сквозной сюжетной линии, усилению эпического начала. Чистота в гармонии звучания, тонкость и богатство нюансировки, ансамблевость – во всём этом не откажешь хору (хормейстеры – заслуженный деятель искусств России Г. Таныгин, заслуженный деятель искусств РМЭ А. Вдовина, Н. Шапкина).

Особенно выразительно прозвучали хор поселян и клятва Акпатыра с хором. Словом, перед нами – удивительно богатое музыкально-сценическое полотно, точно спроецированное на нашу действительность 90-х годов – зыбкую и неустойчивую из-за её экономического и социального разлада. И эта заданность, этот режиссёрский посыл оказались очень точными. Зритель становится свидетелем конкретной эпохи – пугачёвщины – со всей её трагедией народного героизма. Причём на сцене – не условные герои, пришедшие из легенд, искусственно окутанные дымкой романтизма, а живые персонажи, шагнувшие к нам из своего конкретного времени, – и каждый из них – словно завет потомкам, какими бы при этом мы ни были. Именно это действие сценических героев в определенном своём времени и в конкретных условиях бытия и предопределило выбор режиссёром-постановщиком О. Иркабаевым самого характера воплощения оперы.

Предельно реалистично и конкретно декорационное решение спектакля (художник-постановщик – заслуженный художник РМЭ Л. Тирацуян).

В спектакле занят слаженный актерский ансамбль. В заглавной роли выступили В. Сазонов, А. Венедиктов, В. Калашников.

Последнюю, седьмую постановку оперы осуществил питерский режиссёр Сергей Шепелев, который впоследствии стал работать в театре оперы и балета им. Э. Сапаева. Дирижёр – Иван Егоров, художник – Татьяна Изычева. В главных ролях выступили: Александр Вахрамеев (Акпатыр), Екатерина Ефремова (Эвика), Олег Логинов (Эвай) и другие. Премьера состоялась 4 июля 2011 года.

Торжественное открытие нового здания театра оперы и балета им. Э. Сапаева состоялось 20 июня 2014 года.

Первый раз в новом здании опера «Акпатыр» прозвучала 21 ноября 2015 года. В главных ролях выступили: В. Калашников (Акпатыр), А. Столбов (Эвай), Э. Гурьева (Эвика).

Композитор создал оперу на «многие лета». Надеемся, что «Акпатыр» засверкает новыми, возможно, ещё не полностью раскрытыми гранями и станет своеобразной эмблемой оперных фестивалей, проводимых на земле Марий Эл.

Сила театрального (тем более оперного) искусства заключается в том, что его воздействие на человека простирается далеко за рамки пусть ярких, но всё же преходящих впечатлений: оно рождает в нас целый калейдоскоп мыслей, воспоминаний, ассоциаций. И чем глубже замысел, чем богаче душа создателя, тем продолжительнее «последствие» спектаклей. Опера «Акпатыр» – национальна по форме и общечеловечна по содержанию. Не потому ли, что два гуманиста-интернационалиста – Сергей Чавайн и Эрик Сапаев – были так безгранично преданы своему народу и в наследие оставили бессмертный образ народного богатыря.

Список использованной литературы

  1. Акпатыр : первая марийская героико-романтическая опера в 4-х действиях / М-во культуры МАССР, Театрально-концертное об-ние Марийс. Гос. драм. театр им. М.Шкетана. – Йошкар-Ола, 1963. – 23 с. : ил., портр.
  2. Григорьев, Ю. Виян лийже «Акпатыр» / Ю.Григорьев // Марий Эл. – 2002. – 12 ноябрь.
  3. Егорова, О. Национальные традиции в опере Э. Сапаева «Акпатыр» / О. Егорова. – Йошкар-Ола : Мар. кн. изд-во, 1974. – 70 с.
  4. Зайниев, Г. «Акпатрыште» комыт муреныт? / Г. Зайниев // Марий Эл. –2016. – 12 ноябрь. – С.17.
  5. Зайниев, Г. Айдеме каен – мурыжо кодын : «Акпатыр» оперын шочмыжо да сценыште илымыже / Гельсий Зайниев //Ончыко. – 2013. – №2. – С.164-175.
  6. Липатов, А. Т. Акпатыр сегодня и навсегда: новое воплощение первой национальной оперы / А. Т. Липатов // Мар. правда. – 1992. – 18 ноября.
  7. Малясова, Л. «Акпатыр» нового сезона / Л. Малясова //Мар. правда. – 1995. – 20 окт. 
  8. Матукова, М. Этапы большого пути / Мария Матукова // Музыкальный журнал. – 2015. – №7-8 (июль-август). – С.20-27.
  9. Рождение национального музыкального театра. Первые оперы и балеты // Казанская Л. Очерки истории марийской советской музыки. – Москва : Советский композитор, 1983. – С.115-131.
  10. Цыкина, Ю. Ю. «Акпатыр» Эрика Сапаева – первая марийская опера / Ю. Ю.Цыкина //Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи  финно-угорских народов : материалы III Международного исторического конгресса финно-угроведов. - Йошкар-Ола, 2004. – С.423-427.
  11. Эррэ, Т. А. Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Приуралья /Т. А. Эррэ. – Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 1988. – 159 с.
Русский